Строительство дорог в России

Уже давно существует расхожее заблуждение касательно того, что автомобильные дороги в Российской Федерации относятся к самым дорогим транспортным линиям в мире. Это, естественно, неправда, таковыми они в своей основной численности не являются. Однако стоит отметить, что отдельные проекты стоят баснословно много, выходя далеко за рамки, определенные глобальной дорожно-строительной практикой. А вот в результате качество полотна никакой критики не выдерживает.

Давайте проследим, почему же так получается, что состояние российских дорог давно стало поводом для создания анекдотов и шуток. Итак, все планы и проекты настоящего и ближайшего будущего в развитии инфраструктуры транспорта в общем, а также и автодорожной сети изложены в ключевом документе, названном Федеральной целевой программой по «Развитию российской транспортной системы на 2010-2015 года».

Согласно идеям и основным пунктам, обозначенным в данном документе, в России планируется до 2015 года завершить ремонт существующих и отстроить новые дороги, которых 38 штук. А еще необходимо заняться отдельными участками с протяженностью 10 тысяч километров (дороги регионального, федерального, межмуниципального значения).

Если при этом взять и разделить общее число инвестиций в сферу дорожного строительства, предусмотренных ФЦП, на километраж, получится, что почти 10 млн американских долларов – цена одного километра. Чтобы было яснее, можно сравнить с зарубежными цифрами: километр немецкой дороги стоит столько же, канадской – 7 млн, китайской – 3 млн. Казалось бы, и качество наших автомобильных дорог должно быть на высоком уровне. Но вот что выходит в реальной жизни. Земельные участки, где планируется проведение работ по прокладыванию новых автомагистралей, сначала стоят совсем ничего. Но когда проект уже утвержден, цена вырастает как на дрожжах в сотни (иногда тысячи) раз. Вот и тратится половина стоимости будущей дороги на элементарный выкуп участка, причем получает эти деньги организация или владелец, взявшийся не пойми откуда. После всех денежных махинаций остается смешная сумма, ее хватает лишь на откровенно устаревшую технологию и на дешевые низкокачественные материалы, зарплата у работников тоже не очень высокая.

Еще российским «обычаем» является элементарное несоблюдение технологических норм в производственных сферах. Что уж говорить о появлении новых технологий в строительстве, они у нас попросту не приживаются. Также снижает качество дорожного полотна наем неквалифицированных специалистов, услуги которых стоят в разы меньше, чем профессионалов.